Во имя покоя и благополучия

26 апреля 2016

Крупнейшая экологическая ка­тастрофа произошла на Черно­быльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окру­жающую среду было выброшено большое количество радиоактив­ных веществ. Во имя покоя и бла­гополучия сотен миллионов людей, сохранения самой жизни на нашей планете рисковали собой ликвида­торы последствий аварии на атом­ной электростанции. Владимиру Ивановичу Чокареву суждено было оказаться в их числе. Ему и его то­варищам выпало отправиться вы­полнять свою тяжёлую и опасную миссию непосредственно к месту произошедшей ядерной катастро­фы вселенского масштаба в ноябре 1987 года.

- Всё происходило по обычному для военнообязанного человека сце­нарию, - вспоминает Владимир Ива­нович события тридцатилетней дав­ности. - Принесли повестку домой, предписывающую явиться к обозна­ченному времени в областной военко­мат. Мне было 35 лет, я жил в Том­ске, работал водителем погрузчика на заводе «Сибмотор», имел семью - жену, детей. Мои родные очень серь­ёзно за меня переживали. Как мог, я пытался их успокоить, но не слиш­ком получалось. Позднее об этом мне пришлось не один раз вспоминать.

Как и следовало, утром прибыл к месту назначения. В облвоенкомате собралось достаточно много людей. Самолётом через Новосибирск нас отправили в Чернобыль. В п. Иванково мы жили, а в зону ядерной катастро­фы нас возили на автомобилях. Посещение атомной электростан­ции не заставило себя долго ждать. Я работал на уборке радиоактивного мусора, который погружал на маши­ну, увозившую отходы на захороне­ния. Никаких особенных средств за­щиты от радиации не бы­ло за исключением, разве что, респираторов, к кото­рым ликвидаторы относи­лись весьма скептически.

- Не могу сказать, что­бы у нас присутствовало обострённое чувство опас­ности и риска, - продол­жает свою мысль Влади­мир Иванович. - Большин­ство людей, устранявших последствия грандиозной радиационной катастро­фы, на самом деле, мало чего опасались. По- настоящему тяжело и опасно тем, кто воюет: кругом враги, идут бое­вые действия, свистят пули. Ну а на атомной станции не было ничего подобного. Конечно, ра­диация - явление серьёз­ное, но не так уж она и страшна.

Но как бы там ни было, случались в районе Чернобыльской АЭС и по- настоящему трагические происшест­вия, очевидцем одного из которых довелось стать Владимиру Иванови­чу. Однажды, буквально у него на глазах, погиб электрик, выполнявший работы на столбе электропередач. Месяц провёл Владимир Чокарев в зоне радиационной катастрофы. Ко­нечно, всё это время он постоянно думал о своей семье. Мечтал как можно быстрее вновь обнять родных и близких. По приезду домой ликви­датор продолжил трудиться водите­лем на заводе. Убирал снег на терри­тории предприятия и на городских улицах. Однако очень скоро начало сказы­ваться самым негативным образом на состоянии здоровья время, проведён­ное на Чернобыльской АЭС Посто­янно стало беспокоить сердце. Позд­нее врачи установили ликвидатору группу инвалидности. С работой при­шлось распрощаться.

За самоотверженный труд на тер­ритории чернобыльской катастрофы, сопряжённый с серьёзным риском для здоровья, Владимир Чокарев отмечен грамотами и благодарностями, в чис­ле наград - медаль «В память о ликви­дации катастрофы на ЧАЭС 1986 - 2011 гг.». Уже давно Владимир Иванович на заслуженном отдыхе. Последние не­сколько лет он проживает в селе На- зино и является единственным про­живающим на территории Александ­ровского района ликвидатором по­следствий аварии в Чернобыле. Увы, с возрастом проблем со здоровьем у него, мягко говоря, меньше не стано­вится. Но он старается не поддаваться недугам, не освобождает себя от до­машних дел и забот.

- Чернобыльская катастрофа - са­мая страшная в мире, - сказал Влади­мир Иванович, - я желаю молодому поколению, чтобы в вашей жизни не было ни войны, ни экологических катастроф.

Оксана Гензе

 


Просмотров: 342